Дано обоснование возможной биогенной нагрузки на Онежское озеро и его водосбор к середине XXI в. с учетом сценариев изменений климата RCP и социально-экономических условий. Оценки социально-экономического развития получены на основе анализа официальных статистических данных и модельных оценок для семи наиболее крупных регионов, входящих в водосбор озера. Рассмотрены возможные изменения климата и их влияние на водный баланс озера. Показано, что реализация сценария RCP 2.6 может привести к снижению биогенной нагрузки на озеро со стороны основных притоков за счет уменьшения стока рек, а при реализации сценария RCP 8.5 следует ожидать увеличения стока и соответствующего роста выноса фосфора и азота на 14.0–22.5%. Расчеты, выполненные на основе модели ILLM (ИНОЗ РАН) для оценок рассредоточенной биогенной нагрузки, показали, что внедрение наилучших доступных технологий в сельскохозяйственное производство не окажет заметного влияния на экологическое состояние Онежского озера. Оценки возможного увеличения поступления азота и фосфора с водосбора и его подбассейнов в озеро к 2050 г. при сохранении темпов роста рыбоводства на водных объектах водосбора показывают, что по сравнению с 2021 г. можно ожидать небольшой (< 4%) рост биогенной нагрузки на озеро по фосфору. Однако, если темпы роста производства увеличатся, то биогенная нагрузка может возрасти до 30% по сравнению с современной. Представлены оценки допустимой нагрузки и ассимиляционного потенциала озера по биогенам для сохранения трофического статуса озера. Полученные расчеты легли в обоснование задания биогенной нагрузки на озеро до 2050 г. для получения оценок возможных изменений экосистемы озера на 3D-модели SPLEM высокого пространственного разрешения (1 км), которые показали, что при реализации рассмотренных сценариев основной рост первичной продукции фитопланктона до 2050 г. будет наблюдаться в губах и заливах Онежского озера, а в открытых районах озера может отмечаться незначительное увеличение первичной продукции.
Индексирование
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации